Арбитражное правосудие – зеркало модернизации экономики//газета «Кабардино-Балкарская правда», №78 (23370), 19 апреля 2012г.

Дата: 
20.04.2012

 

Темой дискуссии очередного расширенного заседания президиума Арбитражного суда республики стали итоги работы за прошлый год и приоритетные задачи на 2012год.

Председатель АС КБР Любовь Шапкина в своем аналитическом докладе констатировала, что за минувший год в Арбитражный суд республики поступило 4178 заявлений, из них рассмотрено по существу 3399 дел.

По словам Любови Анатольевны, за отчетный период отмечена тенденция роста поступивших в суд заявлений по экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. В то же время наблюдается снижение числа исковых заявлений по делам, возникающим из гражданских правоотношений. Также уменьшилось количество споров, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договорам.

Л.Шапкина, ссылаясь на статистику, подчеркнула, что в 2009 году был резкий скачок поступивших на рассмотрение в суд данных споров, что было связано с мировым  финансовым кризисом. В 2010 году данный показатель немного вырос, а в 2011году наметилось снижение, которое в целом по системе арбитражных судов составляет 20 процентов.

Как отмечалось на заседании, к позитиву можно отнести и тот факт, что в 2011 году уменьшилось количество дел, рассмотренных с нарушением процессуального срока, стало практически исключением нарушение срока направления судебного акта. Данное обстоятельство особенно важно, поскольку одним из критериев оценки качества работы суда являются повышение планки по количеству своевременно рассмотренных дел, а также снижение количества судебных актов, отмененных вышестоящими инстанциями. В прошлом году таких дел стало меньше, и это результат того, что причины отмен судебных актов постоянно анализируются и обсуждаются в ходе оперативных совещаний.

Среди актуальных тем, рассмотренных на президиуме АС КБР, и вопрос, связанных с применением института медиации в арбитражном процессе.

- К сожалению, в целом по системе арбитражных судов в 2011 году рассмотрено очень мало дел с участием медиаторов, - сказала Л.Шапкина. – Одной из причин столь редкого обращения к медиаторам для разрешения споров является правовая неосведомленность потенциальных участников судебных тяжб о возможности упростить процедуру разрешения сложившегося спора посредством привлечения медиаторов. И вторая причина - размер государственной пошлины за рассмотрение споров в судах не настолько большой, чтобы участники процесса старались экономить на судебных издержках. В настоящий момент подготовлен законопроект, предусматривающий боле широкое распространение медиации в целях оптимизации нагрузки на судебную систему.

Было отмечено успешное внедрение в работу суда системы видеоконференц-связи, позволяющей существенно сократить временные и финансовые затраты на переезды, ускорение процессов судопроизводства.

         В 2011 году в Арбитражном суде республики была продолжена работа по организации так называемого «электронного правосудия», и одного из самых последних достижений арбитражной системы – доступность ко всем судебным актам всех без исключения лиц. Результаты рассмотрения дела становятся доступными на официальном сайте суда в достаточно оперативном режиме.

Внедрены новые информационные технологии в работу арбитражных судов, в настоящий момент при оформлении подписки в сервисе «Мой арбитр» участники споров в автоматизированном режиме получают информацию о поступлении исковых заявлений, апелляционных, кассационных или надзорных жалоб в любой арбитражный суд на свой адрес электронной почты. Стало возможной подача в суд процессуальных документов в электронном виде, данный сервис активно используется участниками процессов по всей стране. Через «Мой арбитр» в Арбитражный суд республики подано свыше  150  процессуальных документов, а по всей системе арбитражных судов таких обращений было более 300 тысяч.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что в условиях модернизации судебной власти критерием принципов и приоритетов АС КБР должны быть качество и эффективность правосудия, в результате чего при разрешении экономических и иных споров гарантируется стабильная защита прав граждан и хозяйствующих субъектов.

Пресс-служба

Арбитражного суда КБР

 

 

Сервис временно не доступен